Хачкары

Хачкары (“крестные камни” или “крещеные камни”) возникли в ранний период христианксой Армении, но подлинное развитие и распространение получили начиная с 9-го века, вытеснив мемориальные сооружения 4-7 веков в виде четырёхгранных высоких плит с изображениями религиозных сцен.

Монастырь Нораванк

Монастырь Нораванк

Хачкары: Предназначение
В жизни средневековой Армении хачкары играли большую роль. Тексты, вырезанные на камнях, свидетельствуют о том, что они устанавливались по самым различным причинам: в честь победы над врагами, по случаю заложения новой деревни, окончния строительства храма или моста. Но чаще всего хачкары служили мемориальным памятником, который устанавливался в изножьи у надгробной плити. На оборотной, а иногда и на лицевой стороне хачкаров в рамке находилась поминальная  надпись и имя резчика.

Хачкары: Композиция
При огромном разнообразии типов хачкары имеют твёрдую композиционную схему- это крест, вырастающий из зерна или солярного знака, который имеет орнаментальную сердцевину и ветви.

Хачкар

Монастырь Гошаванк

В основании креста нередко можно заметить изображение черепа Адама, во искупление греха которого погиб Спаситель: согласно преданию, крест мученичества Христа был установлен на адамовой гробнице. Нередко над большим крестом  изображаются солнце и луна или их символы: светила одновременно взошли на небе в день распятия. Таким образом хачкары трактовали в символико-орнаментальной форме  сцену мученичества Христа. Это подтверждается существованием небольшого количества хачкаров, на котором изображены все участники сцены- Христос, Мария, Иоанн, Иосиф Аримафейский и Никодим, апостолы. На верху в них не редко помещалась сцена “Вознесения”. Такой Хачкар в народе называли  “Всеспаситель” и считали чудотворным.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*